Андрей Фельдштейн

Карикатурист, иллюстратор. Член Ленинградского Клуба Карикатуристов с момента его создания. Художественный редактор Ленинградского Дома Сатиры и Юмора с 1989 по 1991 гг. С 1993-го года живет и работает в США.

История Клуба начиналась в семидесятых годах, когда в журнале «Аврора» появилась рубрика «СЛОН» (Смех – Лекарство От Недугов), под которой молодые карикатуристы публиковали свои юмористические рисунки «без слов». Это были просто смешные рисунки, не нуждающиеся в словесных пояснениях, одним из главных персонажей которых было симпатичное животное – слон. Молодые художники, группировавшиеся вокруг «СЛОНа», среди которых были Л. Песок, В. Биллевич, В. Богорад, Б. Петрушанский и «нерисующий художник», идеолог и теоретик «новой волны» в карикатуре М. Кузьмин, стали инициаторами создания ЛКК.

Из книги «Клуб. Не полная, но окончательная история Ленинградского Клуба Карикатуристов» (сост. Д. Москин и Г. Светозаров)

О карикатуре и первых официальных публикациях

Карикатурой я увлекался с детских лет, изучал ее на книжках Эффеля, Бидструпа и т. д. Жанр меня привлекал, я со школьных лет увлекался с товарищем по парте всякими рисунками — все учебники разрисовал, надо сказать.

Я печатался в «Смене» еще в студенческие времена, я очень гордился этими публикациями. Мне советовали взять псевдоним, с которым печататься там было бы легче — я назвался Андреевым. Я сменил, а потом столкнулся с ситуацией, в которой мне не отдавали гонорар, выписанный на этот псевдоним.

Однажды я все лето рисовал для газеты «»Смена» на студенческой стройке», объем которой был 24 или 48 страниц, серьезная толстая газета. Выходила она только в течение лета и распространялась между студенческими отрядами. Это была отличная практика, сидеть иллюстрировать большую газету, пытаться оживить карикатурой любой материал. В 1974 году я закончил Ленинский институт авиаприборостроения, и как раз тогда, когда я его закончил, образовался Клуб Карикатуристов.

О создании Клуба

К тому времени, в 1974 году, в мире очень популярно стало движение этой карикатуры без слов в целом, начали появляться публикации в «Литературной газете», в журнале «Смена». Этот жанр был очень привлекателен в силу своей демократичности, своего потенциала — с помощью, казалось бы, простых картинок можно было говорить о самых разных вещах, чисто человеческих каких-то проблемах, о судьбах мира. Плюс сам этот жанр предлагался как своего рода игра, это было увлекательно и смотреть, и пытаться самому как-то принять участие в этом.

В 1974 году была предпринята попытка открытия большой выставки с широким международным участием. Кузьмин вступил в переписку с кучей европейских карикатуристов, и серьезные авторы прислали свои работы на эту выставку. А она как открылась, так и закрылась тут же, в 1974 году.

Фактически Клуб открылся в 1975 году, когда к этой группе людей присоединились художники из так называемой «Студии плаката и карикатуры из ДК Горького». В той группе был Георгий Светозаров, был я, был Вадик Гарбер, Василий Дубяга и еще несколько человек. При слиянии этих двух групп образовался Клуб, и с 1975 года он активно функционировал.

О местах расположения Клуба и его составе

Чего мы добивались? Мы добивались какой-то легальности, возможности где-то собираться, искали помещение. Первое такое помещение было в магазине в студенческом городке на Московском проспекте. Был такой книжный магазин, по-моему, он назывался «Эврика». В 1975 году мы устроили там выставку. Само место было очень приятное и уютное, но нас очень быстро оттуда выдворили. С этих пор началось скитание нашей группы по всему городу, где мы только не искали пристанище.

Профессиональных художников у нас в группе было довольно мало, может, два-три профессионала, которые имели художественное образование. Каким-то образом карикатура реализовывалась как жанр и была любима именно инженерами, физиками и архитекторами. В принципе, в Клуб приглашали кого угодно, если у человека был интерес к юмору, к рисованному юмору. Один из основателей Клуба — поэт.

У нас очень неформальное было общение в Клубе, в принципе, он со временем стал большой семьей для всех нас, мы часто собирались. Попасть в Клуб было совсем несложно, любой человек с улицы мог прийти, посидеть на заседаниях, представиться, принять участие в нашей деятельности. Регулярны в нашей Клубной программе были блиц-конкурсы — мы садились и буквально за пять минут должны были какую-то тему раскрыть. На самом деле это было очень интересно смотреть, как все включались в это. Мозг у карикатуристов работает молниеносно.

Клуб Карикатуристов и неофициальное культурное сообщество Ленинграда

Вообще, я думаю, что кто угодно, кто делал в Питере что-то интересное, входил в движение альтернативной культуры каким-то образом. Лена Зелинская выпускала самиздатский детский журнал «Девочкам и мальчикам», я что-то там иллюстрировал. В начале 80-х нам удалось найти помещение в ленинградском Дворце Молодежи, где вокруг нас группировались самые интересные люди — «Лицедеи», и Слава Полунин к нам заходил собирать гэги. Также рядом с нами был клуб любителей фантастики и начинающих писателей-фантастов, я даже читал лекцию о фантастике в карикатуре для них, и оттуда же попал на семинар Стругацкого. Один из членов нашего клуба был участником рок-группы «Санкт-Петербург». Какие-то пересечения были с питерскими авангардистами через Жору Светозарова и Витю Богорада. Позже одним из организаторов международной выставки «Нет фашизму!», в которой мы активно участвовали, был Юлий Рыбаков. Еще мы контактировали с «Митьками», у меня есть несколько работ Голубева.

Клуб и его участники в Перестройку

Интересно, что в конце 80-х и начале 90-х члены клуба контролировали чуть ли не всю прессу в Питере. Художники работали в «Вечёрке», в «Смене», в «Невском времени», в детских газетах. Мы вели рубрику в газете «Смена» — она была литературно-художественной. Я вел юмористический раздел в газете «Невское время», он назывался «Балаганчик». Еще был еженедельник «Час-пик», и там тоже работали два члена клуба, художники Саша Сергеев и Коля Воронцов. Мы осуществили переход от андеграунда к полному контролю.

Время было очень живое, начиная с 1989-го года. Я подписывал контракты на выставки, где обязательным пунктом были «форс-мажорные обстоятельства». Ожидали чего угодно — тоже такой штрих времени. Энергический заряд, который я получил во время Перестройки, очень помог мне в Америке. Я не стеснялся бегать, спрашивать людей, смело разговаривал со всеми со своим мизерным английским. Когда приходишь куда-то и не знаешь терминов — ты их рисуешь. Так карикатура помогала в эмиграции.

О судьбе членов Клуба после закрытия

Видите ли, Клуб как единое учреждение прекратил свое существование в 2000-м году, но он продолжал существовать в виде различных образований — Карикатурный синдикат «Cartoon Bank», его создали бывшие члены Клуба Слава Шилов и Игорь Алешин. Потом появилось издательство, которое занималось изданием только карикатуры, — этим занимались Сергей Самоненко и Виктор Богорад, ну и форум, который организовали я и мой друг, член Клуба Василий Александров. В этих трех ипостасях Клуб существует до сих пор.